Суббота 10 Дек 2011
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • default style
  • blue style
  • red style

Психолого-педагогическая помощь
Общая информация - Здоровье
.

                          
Круглосуточная , анонимная, бесплатная служба
" ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" 8(495)624-6001
Репортаж из кабинета психолога
             
           

В нашей гимназии работают квалифицированный психолог:
Власова Наталья Викторовна(труд/стаж 12  лет). Она ценит в своей работе возможность постоянного общения с детьми. Ей доставляет удовольствие помогать учащимся гимназии. Часто приходится советовать человеку с целью помочь ему осознать свои ресурсы. Всегда приятно слышать благодарные слова детей.

Влпсова Н.В.
Наталья   Викторовна Власова 
Время приема:


Пн 1.001-16.00

Чт   11.00-16.00



Ср  11.00-16.00

Пт. 10.00 -18.00


Тел. : 8 (903) 570 56 11 (моб.)
В нашей гимназии психологические услуги предоставляются уже не первый год.Многие родители нынешних учеников в своем школьном прошлом не имели опыта общения с психологом и, возможно, поэтому нелишним будет описать его функции, обязанности и тот полезный результат, который могут п��инести занятия этого специалиста с их ребенком. Работающие в гимназии психологи – это специалисты по возрастной и семейной психологии. Любой родитель может воспользоваться услугами психолога в нашей гимназии и получить:
1) Информацию о психологических закономерностях относительно возраста своего ребенка.
2) Результаты диагностического исследования своего ребенка, его анализ и рекомендации.
3) Обсуждение оптимального стиля воспитания с учетом личностных особенностей своего ребенка.
4) Психологическую помощь в различных жизненных ситуациях (конфликты, смерть родственника, развод, рождение нового ребенка, появление отчима или мачехи в семье и др.)
Обязанности психолога в школе.
Несмотря на то, что формально психологи – часть педагогического коллектива, в своей организационной работе подчинены директору и администрации, все же есть ряд неукоснительных правил , нарушение которых несовместимы с их
профессиональной деятельностью. В первую очередь - это конфиденциальность информации, предоставляемой самим ребенком или его родителями специалисту. Также конфиденциальность информации, полученной диагностическим методом,
обнародование которой каким-либо образом может повредить ребенку. Психолог образовательного учреждения обязан выполнять работу:
- консультативную (для родителей и педагогов)
- развивающую
- коррекционную
- диагностико-аналитическую
- экспертно-консультационнную
- профилактическую
- культурно-просветительскую.
Иногда родители недовольны тем, что их детей тестируют без предварительного уведомления или разрешения, но не зря в выше приведенной формулировке присутствует слово «обязан» - мониторинг психологического состояния отдельного
ученика и всего класса – важнейшая часть работы психолога, его обязанность. В чем помощь психолога?
Практически с момента рождения ребенка родители встают перед важной задачей - создавать благоприятные условия для его здоровья, правильного роста, следить за интеллектуальным и физическим развитием в рамках возрастных норм, воспитывать
в ребенке лучшие человеческие качества, нравственность. Иногда так случается, что в погоне за хорошим физическим развитием, здоровьем (преодоление болезней, активные занятия спортом), за интеллектуальными успехами (оценки в школе, дополнительные обучающие курсы) не хватает времени или понимания необходимости прикладывать
усилия к Личностному развитию ребенка. За этим понятием не обязательно стоят конкретные занятия с психологом – это, прежде всего, непосредственное общение самих родителей с ребенком, обсуждение с ним жизни, общих проблем, планов, обмен эмоциями – все то, что развивает его как Личность, человека нравственного, думающего
и чувствующего. Особенно это актуально для много работающих родителей, которые физически и так проводят мало времени с ребенком, но и то время, что у них есть, не используют в необходимом качестве – душевном внимании к ребенку, к его
психологическому состоянию. В результате тех или иных упущений в воспитании отношения родитель-ребенок
обостряются, приводят к острым неконструктивным конфликтам и к взаимному непониманию. Как правило, в таких случаях родители и приходят к психологу – когда контакт с ребенком потерян, он (или она) - «ленивый, грубый, непослушный,
успеваемость резко снизилась». И хорошо, когда приходят – психолог действительно может помочь восстановить контакт и понимание в семье при условии совместных усилий в нужном направлении. Но лучше было бы воспользоваться консультацией у психолога без «горящих» поводов: спокойно провести психологическую диагностику, выявить особенности характера , темперамента , проговорить особенности родительского поведения во время вступления ребенка в подростковый период. Чтобы не создавать пагубных штампов и привычек в общении, от которых потом так трудно
избавляться, чтобы сохранить нервы и не испытывать неоправданно семейные отношения на прочность.
Чем ближе родственники, тем меньше усилий мы прикладываем к пониманию друг друга, как будто кровное родство, сильная
любовь, материнство само по себе гарантирует безоблачные отношения и избавит от неверных шагов в выстраивании
отношений. Для некоторых родителей идея обратиться к психологу несет пораженческий, виноватый оттенок – «я - плохой родитель, если не справился сам». Ровно наоборот. Тот факт, что вы решили обратиться к специалисту, говорит о том, что вы -
неравнодушный родитель, который ��очет нормализовать ситуацию и делает для этого все, использует все возможные средства. Иногда психолог, работающий с детьми или подростками, слышит от родителей мольбу: «сделайте с ним что-нибудь…». И для многих становится большим открытием, что изменение сложившейся ситуации, с которой они пришли, потребует и от них работы над собой. Родителям также потребуется измениться! Но подумайте, большая ли польза будет от работы с ребенком, если он вернется домой и окунется в прежнюю систему общения? Многие, если не сказать все, родители мечтают видеть своих детей счастливыми. Возможно, понятие счастья у каждого свое, но чувство счастья более универсально. Попробуйте быть родителями, которым доступно ощущение счастья: с гармонией в душе, удовлетворенными, самореализующимися. Такое состояние в хорошем смысле «заразно» и в большинстве случаев распространяется на близких, в том числе и детей
Предлагаем вам ознакомиться со взглядами известного немецкого психолога- практика – Клауса Фопеля на разницу между стилями воспитания в духе соревновательности (соперничеством) или сотрудничества. Последовательно и доказательно он показывает преимущество идеи сотрудничества в воспитании детей, в создании здоровой атмосферы в коллективе. Надеемся, что вас заинтересует его точка зрения и приведет к собственным размышлениям, обсуждениям, изменениям. По материалам книги Клауса Фопеля «Создание команды». Способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет
строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.
Как этого добиться? Проблема в том, что наша жизнь, как правило, пронизана духом соперничества. В экономике конкуренция является двигателем прогресса и гарантией существования бизнеса. В школе учащихся часто сравнивают между собой, проводят разнообразные конкурсы и состязания, предполагающие обязательное наличие победителей
и проигравших. Часто даже хобби и увлечения подразумевают соревновательность и соперничество.
К сожалению, часто соперничество характеризует и частную жизнь. Супруги соревнуются в том, кто зарабатывает больше денег, доказывают друг другу, что они успешнее в карьере. Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер. При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного
меньше, чем проигравших. Всегда есть риск потерпеть поражение, и сознание этого порождает неуверенность в себе и различные страхи, Я результате победители, и проигравшие становятся гораздо более агрессивными, что, безусловно, осложняет их отношения с другими людьми. Соперничество делает нас психологически более закрытыми,
рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и ��ринимать помощь. Однако в последние годы идеи сотрудничества получают признание и все большеераспространение, особенно в экономике. Небольшие фирмы могут выжить в условиях
рынка, только если они работают сообща, кооперируются при решении сложных задач. Крупные организации тоже научились ценить преимущества работы в команде на всех уровнях и этапах: от разработки проекта до выпуска продукта. В системе образования, здравоохранения и в некоммерческих организациях также отдают предпочтение кооперации
над конкуренцией. Эта тенденция не обошла стороной и политику. Объединение западноевропейских государств в Европейский Союз является примером радикального шага в сторону разрушения привычной идеи соперничества и замены ее идеей сотрудничества. Таким образом, мы имеем два по сути противоречащих друг другу подхода к жизни:
соперничество и кооперация. И все больше людей, выбирая второй подход, желают жить и работать в условиях взаимного партнерства. Как показывает опыт, мы испытываем положительные чувства и ценим деловые и личные
качества тех людей, которые не вызывают нас на соревнование. К соперникам же мы относимся достаточно противоречиво, в большинстве случаев с неприязнью. Жажда победы
Существует три способа достичь цепи:
• конкуренция (работа направлена на достижение превосходства над другими),
• кооперация (совместная работа),
• независимая деятельность (работа никак не соотносится с деятельностью
других).
Защитники идеи конкуренции оперируют четырьмя «мифами»:
Миф 1. Конкуренция — неизбежный спутник жизни, она свойственна природе человека.
Миф 2. Конкуренция будит в людях лучшие качества и раскрывает их скрытые
возможности. Мы не могли бы чего-либо достичь, не будь конкуренции.
Миф 3. Конкуренция доставляет удовольствие. Наиболее зрелищные игры и шоу всегда
построены на этом принципе.
Миф 4. Конкуренция усиливает характер и придает уверенность в своих силах.
На утверждение о том, что конкуренция свойственна человеку, имеются два
контраргумента.
Первый: сотрудничество точно так же типично для человека, как и соперничество; второй: соперничество есть признак приобретенный и не передающийся по наследству (в биологическом смысле).
Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны, занимающиеся вопросами воспитания, отметили, что в повседневной жизни мы охотнее признаем и поддерживаем именно принцип сотрудничества, поскольку совместная деятельность требует от нас меньшего внимания, чем деятельность, нацеленная на соревнование. Психолог Эшли Монтегю доказал, что без
совместной деятельности общество просто не смогло бы существовать и человек лишь постольку шел от одной ступени эволюции к другой, поскольку был нацелен на коллективную деятельность (в качестве примера можно привести тот факт, что родители совместно решают такую сложную задачу, как воспитание детей).
А как же обстоят дела с эволюцией? Мы часто полагаем, что борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных видов. При таком понимании обусловленная культурой конкуренция проецируется на природу, так что можно сказать, что в основе этого подхода лежит типично «антропоморфный» принцип мышления. Уже
Петр Кропоткин в своей известной книге «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (Петроград — Москва, 1919) детально описал механизм коллективной деятельности у животных. Он указал на то, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида. Биолог Стефан Джей Голд убедительно доказал, что
процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе как соперничество.
Особенно интересен взгляд социальных психологов на эту проблему. Они считают, что конкуренция есть продукт деятельности исключительно человеческого общества, а не природы. Это означает, что соперничество не является биологической характеристикой человека, а следовательно, совсем не обязательно должно присутствовать в его жизни.
Основоположник направления по исследованию конкуренции в социальной психологии МортонДойч еще в 1973 году указал на нелогичность предположения о врожденной потребности человека побеждать. Эта потребность искусственно воспитывается
обществом: семьей, школой, окружением. Социолог Дэвид Рисман добавил к этому, что мы начинаем конкурировать и соперничать с другими в процессе воспитания. Педагоги выделяют наиболее успешных в учебе учеников, а тех, кто, по их понятиям, не держится на должном уровне, принижают. Это приводит к тому, что уже маленькие
дети в школе хотят, чтобы их соученик ответил на вопрос неправильно, дабы самим иметь возможность продемонстрировать учителю свои достижения. В спорте также преобладает принцип соревнования, правда, уже измеряемый количественно: кто прыгнет дальше всех, кто быстрее пробежит стометровку... Мы очень рано привыкаем конкурировать с другими, и даже не всегда напрямую, например, в те моменты, когда смотрим по телевизору футбольный матч или когда отец на наших
глазах устраняет претендентов на должность, которую хочет занять сам, и т. д. Чем больше моментов соперничества мы в своей жизни видим и переживаем, тем сильнее развивается у нас потребность в победе над другими, и наоборот, привычка действовать в команде позволяет нам обходиться без ощущения превосходства. Эта зависимость была доказана в
исследованиях известного спортивного психолога Терри Орлика, одного из основателей теории кооперативных игр. Орлик исследовал отношения между детьми, игравшими в кооперативные игры в период с дошкольного возраста по второй класс школы. Он обнаружил, что дети предпочитают как раз такие игры: две трети мальчиков и девочек в
возрасте десяти лет охотнее играют в игры, в которых никто не проигрывает, чем в те игры,
в результате которых выявляются победитель и проигравший. Любопытный взгляд на эту проблему мы встречаем в сравнительной антропологии. Все чаще и чаще исследователи культуры первобытных народов склоняются к мысли, что
первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга. В отличие от приматов, в ранних человеческих обществах активно использовался принцип групповой деятельности, для них очень характерной была
готовность «поделиться своими ресурсами». В 30-е годы Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности. К похожим заключениям пришла и футуролог Райн Айслер.
Расскажем кратко о том, какие аргументы использовались для того, чтобы доказать неизбежность соперничества в человеческой жизни. Зигмунд Фрейд строил свою концепцию на предположении о том, что соперничество является основополагающим принципом нашего существования. Фрейдовская модель глубоко укоренена в нашей
культуре, поэтому мы можем исходить из того, что люди воспринимают и придерживаются ее, сами не замечая этого. Фрейд утверждает, что человек является существом эгоистическим, которое прежде всего ищет удовольствий. Для него люди — вовсе не жаждущие любви и понимания существа, наоборот, их отличительным и необходимым
качеством являются агрессивные инстинкты. По Фрейду, соперничество неустранимо, и мысль о нем закладывается уже в отношениях родителей и детей. Желание быть любимым приводит к бесконечной борьбе, кульминацией которой является  эдипов комплекс: отец рассматривается как соперник, а мать — как награда за победу.
К счастью, неофрейдисты, и особенно КаренХорни, придерживаются иной концепции. КаренХорни доказала, что жажда соперничества и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки. Для нее психическое здоровье тесно связано со слабой потребностью в конкуренции.
Что влияет на эффективность нашей деятельности? Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что в конце концов приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это
убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем
большего, когда нам «не дышат в спину». Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что
каждый член группы разделяет ее успех. Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и хорошие, и плохие ученики. Мы утверж��аем, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного
процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае лучше. Как выявить неблагоприятные воздействия соревновательного принципа? Сначала необходимо разграничить две совершенно разные вещи: напряженную работу и стремление
превзойти другого. Если во время работы мы стремимся доказать свое превосходство, то наше внимание раздваивается, на выполнение самого задания тратится меньше энергии. Это типично для множества ситуаций: спортсмены испытывают стресс из-за напряженных соревнований и теряют скорость реакции и концентрацию; журналисты подвергают себя опасности в погоне за сенсацией и проявляют небрежность в сборе фактов; ученые пренебрегают тщательным проведением эксперимента и фальсифицируют результаты тестов; менеджеры начинают нервничать, боятся в трудных ситуациях спросить совета у
коллег или начальника. Мы делаем все, на что способны, когда работаем увлеченно, с интересом. Это называется
внутренней мотивацией. Она особенно заметна, когда речь идет о познании новых, сложных или интересных нам вещей. Внешними мотиваторами (к которым относятся деньги, оценки, признание) мы не можем заменить мотивацию внутреннюю. Как показывают исследования, внешняя мотивация негативно воздействует на воодушевление и инт��рес к проблеме. Если
человек замотивирован только внешне, то парадоксальным образом удовольствие от решения поставленной задачи теряется, что приводит к плохому результату. Разумеется, существует и исключение: очень сильная мотивация может вырастать из чувства личной ответственности за других людей, что неудивительно — эта положительная связь создает
чувство внутренней общности и уверенности и, таким образом, повышает удовлетворение от решения коллективной задачи.
Соперничество в спорте и в игре Для многих людей спорт является важной формой досуга — это могут быть как активные
формы (собственно занятия спортом), так и пассивные (роль зрителя, болельщика, наблюдателя). Независимо от этого, так же как и независимо от вида спорта — будь то футбол или гольф, — речь все равно идет о победе и поражении.
Можно было бы предположить, что свободное время должно быть наполнено удовольствиями и разрядкой от напряжения, поскольку это совершенно противоположно переживаниям, которые сопровождают нас на работе. В свободное время мы имеем возможность играть, экспериментировать, заниматься тем, в чем мы свободно выражаем
свою индивидуальность, что доставляет удовольствие и нам, и окружающим. Но здесь возникает интересный вопрос о том, как соотносятся игра и соревнование. Несколько выдающихся авторов посвятили свои исследования игре. К наиболее известным среди них принадлежат Жан Пиаже и Йохан Хей-зинга. К сожалению, оба автора придерживаются
той точки зрения, что соперничество есть обязательная характеристика игры. Я хотел бы решительно возразить против этого. Я полагаю, что игра ценна сама по себе, а соперничество и игра являются противоречивыми понятиями. Во время игры речь не идет о конечном продукте, как это бывает на работе. Игра не имеет иной цели, кроме себя самой.
И только в этом случае она может быть спонтанной и творческой. Спорт традиционно ориентирован на соревнование. Поэтому психологически он оказывается ближе к работе, чем к игре. В спорте действуют точно определенные правила,
там есть судьи, которые следят за соблюдением этих правил, результатом спортивного поединка является оглашение имени победителя. Тем не менее спортсмены отчасти страдают от соревновательного характера своей деятельности. «Зацикленность» на необходимости победить соперника мешает спортсмену пережить то удивительное чувство,
которое исследователи процесса творчества называют чувством свободного потока, свободного полета. Это чувство может испытать любой рыбак или альпинист, композиторили писатель, который раскрывает себя в своей деятельности, а не самоутверждается в ней. В спорте же все иначе. Там всегда есть напряжение, давление, и неудивительно, что
яростные защитники спорта придерживаются и в политике консервативных взглядов. Спорт отвечает состязательной идеологии общества, учит нас ценности иерархических институтов и призывает подчиняться существующему в обществе статус-кво. Все преподносится таким образом, что спорт закаляет характер, но в действительности он развивает человека ровно настолько, чтобы встроить его в устоявшуюся социальную систему.
Как и в экономике, в спорте наличествует типичная ориентация на продукт, обладающий определенными параметрами: скорость, длина, частота. Когда мы принимаем участие в спортивных состязаниях, мы прибегаем к математическим вычислениям. Во время игры этого не происходит. Здесь тоже есть элемент борьбы, но эта борьба доставляет
удовольствие всем участникам, хотя по ее окончании и не дают медалей. Соперничество в спорте травматично для детей. Для большинства из них спорт заканчивается тупиком, поражениями, отнимающими радость игры. Это объясняет тот
факт, что многие подростки покидают спортивные кружки после пубертата. Они больше не хотят подвергаться стрессу и унижениям, к которым приводит атмосфера соперничества. Существуют замечательные идеи кооперативных игр, которые развивали американские спортивные психологи, такие как Терри Орлик,Метт Уайн-стайн, Джеффри Собел, Эндрю Флюгелъман кДейлН. Лефевр. Они просто изменили правила известных игр, чтобы придать ценность процессу, а не результату: никто не обижен, победитель не устанавливается, психологически все выигрывают.
формирует ли соперничество характер? Рассмотрим психологические последствия соперничества. Если у нас есть выбор, то обычно мы избегаем ситуаций, в которых присутствует элемент соперничества и возможность
проиграть. Как правило, мы стараемся избегать и чересчур честолюбивых людей. Инстинктивно мы понимаем, что соперничество в принципе своем — нечто неестественное. Но тогда почему же мы все-таки принимаем участие в нем снова и снова? Первое объяснение состоит в том, что многие виды деятельности построены по образу и
подобию процесса соревнования, и нам достаточно сложно отстраниться от этого, поскольку этот принцип проник повсюду в нашу жизнь. Отсюда развиваются конкурентные убеждения, которые к тому же поощряются на всех уровнях. Но существует и другое объяснение. Мы начинаем соревноваться в надежде разрешить глубоко скрытые сомнения в
наших собственных возможностях, повысить свою самооценку. Победа над соперником формирует у человека иллюзию повышения своей самооценки как в собственных глазах, так и в глазах других. Желание быть лучше других, успешнее, умнее, любимее — все это лишь компенсация отсутствующей уверенности в себе. Конечно, у всех людей есть
врожденное желание развивать свои способности и таланты, самосовершенствоваться и самореализовываться. На это указывал известный психолог Абрахам Маслоу. Но некоторые только тогда чувствуют себя комфортно, когда им удается превзойти других, и это желание не имеет ничего общего с самосовершенствованием. В этом случае любая
деятельность связана с напряжением сил, потому что на карту поставлены не просто успех или неуспех, а самоуважение. Так тщеславие и честолюбие приобретают характер мании. Когда честолюбивые люди попадают в ситуацию, где нет возможности соперничать, они испытывают большой дискомфорт. Я полагаю, что многие трудоголики в первую очередь
так много работают из-за своего стремления к конкуренции, которая нужна им как воздух. Они впадают в недовольство и раздражение, когда по каким-то причинам не могут доказывать свое превосходство над другими.
Каждый наверняка встречал людей, которые не испытывают потребности демонстрировать свои успехи и силу. Они делают только то, что кажется им привлекательным и соответствует их возможностям и интересам. Мы воспринимаем таких людей как зрелых и независимых. Их обаяние неотразимо — они действуют и творят свободно. Почти всегда такие люди обладают весьма высокой самооценкой и поэтому не испытывают желания соперничать с другими. В нашей культуре соперничество является наиболее широко распространенным способом компенсации страха оказаться несостоятельным. Но, как это
ни парадоксально, опасения по поводу собственных возможностей вовсе не зависят от того, насколько успешны мы в реальной жизни. Не только неудачники, бедные или слабо одаренные сомневаются в себе. Многие исключительно успешные люди испытывают сомнения в собственной значимости. Почему это так — ответ найти непросто. Мы не
можем объяснить этот факт только негативным опытом детства. Есть и какие-то иные причины, под давлением которых мы ставим под сомнение свою личностную ценность. Я полагаю, что важную роль в этом играет отрыв от привычных условий существования, отторжение человека от круга успешных людей и некоторая духовная несостоятельность.
Есть еще одна причина, почему соперничеств�� не может повышать самооценку. Во время соревнований мы ставим нашу жизнь в зависимость от каких-то внешних условий: от судей, от успеха или неуспеха. Когда же мы ни с кем не конкурируем, то испытываем совершенно иные чувства. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и
шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие будут следовать нашему примеру, будут охотнее работать и общаться с нами. В этом случае мы постоянно чувствуем собственную полезность и ценность, понимаем, что зависим только от себя. И наконец, я хотел бы кратко охарактеризовать взаимосвязь соперничества и страха.
Каждый, кому знакома жесткая конкуренция, испытывает неуверенность, которая со временем не проходит, а только усиливается. Результативность работы падает под тяжестью стресса, источником которого является соперничество. Боясь ошибиться, мы становимся менее изобретательными, и даже выполнение механических действий может
ввести нас в ступор, что, в свою очередь, усиливает неуверенность и страх. Но существует и другой страх — страх перед победой. Что это такое и как это объяснить? Мы переживаем, когда из-за нас проигрывает кто-то другой. В то же время мы боимся враждебного отношения со стороны побежденных. И надо сказать, что страх этот
достаточно обоснован. Победителем восхищаются, но ему и завидуют. И все мы знаем, что многие не откажутся посмотреть, как развенчают вчерашнего победителя. Психоаналитик Ролло Мей провел большое междисциплинарное исследование о
возникновении страха в группе. Он пришел к выводу, что соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре. Оно ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции. Тот, кто постоянно находится в состоянии конкуренции с другими, чувствует себя одиноким. Важнейшая потребность — потребность в социальных связях — не
удовлетворяется. Поэтому люди предпочитают избегать ситуаций соперничества, даже если они необходимы обществу. Тогда общество прибегает к всевозможным уловкам, чтобы все- таки заставить людей конкурировать друг с другом. Например, отказ от соперничества позиционируется как слабость, хотя в человеческих отношениях отказ от причинения вреда
другим людям может стать началом здорового душевного развития. Соперничество неблагоприятно не только для развития характера, оно отрицательно сказывается на образе мыслей. Мир делится на победителей и побежденных, и это черно-белое видение распространяется на все. Мы упускаем из поля зрения множество нюансов и все больше
склоняемся к тому, что мир делится на два лагеря: добро и зло, ум и глупость, богатство и бедность и т. д. Этот ограниченный взгляд на мир — слишком высокая цена, которую мы платим за желание стать победителем.
И наконец, очень важен факт, который часто упускается из вида: соперничество нас обезличивает. Ведь соревнование может существовать только в тех условиях, когда все признают одинаковые ценности и стремятся к одинаковым целям по одинаковым правилам. Это приводит к тому, что индивидуальность отодвигается на второй план, от чего,
естественно, страдает и творческая активность. Творческая активность по сути своей предполагает неодинаковость людей, оригинальность их мыслей и готовность ставить под сомнение целесообразность уже принятых ранее решений. Не удивляет и то, что соперничество разжигает конфликты. В случае постоянной конкуренции мы имеем дело не
с мужественными героями, а с осторожными, послушными людьми. Если же человек придерживается ценностей, которые выходят за пределы безличности, тогда он обычно весьма скептически относится к идее соперничества.
Сотрудничество вместо соперничества Наша личная жизнь также во многом зависит от наличия в ней конкуренции. Часто
интимные отношения отягощаются тем, что близкие люди стремятся к победе друг над другом. Когда рождается ребенок, возникает новое соперничество. Между отцом и матерью разгорается ожесточенная борьба за любовь ребенка. Порой родители начинают играть в игру «Супербэби»: они сравнивают своего ребенка с другими детьми в семье или с детьми
друзей. И у родителей, и у ребенка развиваются тревога и неуверенность, ведь родители совершенно забывают о том, что нет стандартов для развития ребенка. Кто первым начнет говорить? Кто быстрее бегает? Все это — не имеющие значения вопросы, от которых мы должны отказаться. От мыслей о соперничестве страдают не только отношения в семье, но
и дружба, когда люди, вместо того чтобы наслаждать��я непохожестью друг на друга, начинают соревноваться между собой.
Если мы стремимся к тому, чтобы наши дети становились полноценными членами общества, необходимо создать предпосылки   для их настоящего развития: например, очень важно развить в них способность к эмпатии, умение не только представить себе
существование иной точки зрения, но и вжиться в нее, понять, что движет другим человеком. Эмпатия способствует развитию готовности помочь другому в трудных ситуациях. Дети, у которых развиваются навыки кооперации, избавлены от таких
неприятных чувств, как зависть и пренебрежение. Зависть во многом есть изобретение человеческого общества. Люди мечтают о признании, внимании, любви — и соперничество дает им иллюзию того, что в нем определяется, кто достойнее всех этих благ. Те, кто проигрывает в этом соревновании, не могут воспринимать успехи других иначе, чем с
завистью. Мы завидуем всему, чем обладает победитель. А зависть легко переходит во враждебность, презрение и ненависть. Мы ненавидим тех, кто более успешен, кто получает больше денег, больше признания, и втайне желаем победителю поражения. Если же мы принадлежим к избранным, то есть к победителям, которые по своему положению или
способностям стоят на верхних ступенях, то легко культивируем в себе презрение к хроническим неудачникам. Мы говорим себе, что они и не заслуживают лучшего, что они прирожденно слабы духом, что они сами виноваты в своем поражении. Эта заносчивая позиция избавляет нас от вопросов о справедливости существующего положения вещей и от
забот по смягчению условий конкуренции в обществе. Сотрудничество и соперничество имеют одно важное различие. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рассчитывать на то, что его
дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик. Доверие влечет за собой душевную открытость: я могу впустить другого в свои мысли и чувства. Это является фактором душевного здоровья и важной деталью в построении личных отношений. Соперничество, наоборот, портит доверительные отношения, и они заменяются
расчетом: каждый просчитывает, насколько далеко может простираться его откровенность. Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует. Здесь можно опять согласиться с Карен Хорни, которая утверждает, что конкуренция есть не только результат крайней формы индивидуализма в обществе, но и его первопричина. Мы уже говорили о том, что соперничество является видом агрессии. Язык очень точно отражает это: само наличие соперников означает, что существует чья-то победа и чье-то поражение. Соперничество неизбежно приводит к враждебности, что особенно ясно видно в
спорте. Сейчас очень популярна теория катарсиса. Аристотель утверждал, что мы можем освободиться от чувств, причиняющих нам страдания, сопереживая героям трагедии в театре. По аналогии с этим полагают, что спортивные состязания и другие агрессивные общественные и культурные мероприятия избавляют их участников от внутреннего
напряжения. Наиболее известными представителями этой теории являются Зигмунд Фрейд и исследователь человеческих отношений Конрад Лоренц. Оба они полагают, что агрессия есть врожденное человеческое чувство. Но эта точка зрения, без сомнения, может быть опровергнута. Когда мы наблюдаем за агрессивными отношениями других людей, наша
агрессивность вовсе не уменьшается, наоборот, мы учимся на их примере технике агрессивности. При этом барьеры по ограничению агрессивности становятся все ниже, например, у атлетов в течение сезона агрессивность постоянно растет. Дети, которым показывают фильмы про бокс, начинают контактировать друг с другом на более
агрессивном уровне. Первобытные народы, в обычаи которых входят спортивные игры, более других склонны к военной агрессии. Бесчисленные исследования доказывают, что постоянные соревнования не делают детей дружелюбнее. Американский психолог Музафер Шериф провел в лагере бойскаутов следующий эксперимент: две группы детей играли в
типичную игру, ориентированную на соперничество, в конце которой победителю был обещан приз. На протяжении игры было заметно, что в командах развивается очевидная враждебность по отношению к противнику. Спортивные соревнования также провоцируют на агрессивное поведение болельщиков. В прессе часто описываются случаи вандализма
спортивных фанатов, но и «нормальные» болельщики тоже склонны к грубости. Критики насилия намеренно опускают обсуждение причин, из которых вы��астает агрессия. Им не приходит в голову мысль, что огромная распространенность соперничества должна будить в нас враждебность. И учителя, жалующиеся на то, что ученики дерутся на переменах и
хулиганят, упускают из виду, что таким образом дети недвусмысленно выражают враждебность, лежащую в основе всей нашей системы образования. Чувства, которые будит в нас соперничество, распространяются на другие виды нашей
деятельности. Постоянное соперничество поддерживает внутри нас перманентное возбуждение. Разочарование может привести к тому, что проигравший начинает реагировать на него физической агрессией, причем неадекватные физические реакции возникают не только у потерпевшего поражение, но и у победителя. Причины этого
предположительно лежат в том, что у всех без исключения опыт соперничества вызывает негативные эмоции — неуверенность, страх и изоляцию. Эти эмоции настолько сильны и продолжительны, что даже победа не возмещает предшествующих ей страданий. Из всего этого следует, что в обществе должны постоянно создаваться новые возможности по
внедрению сотрудничества с другими людьми. Сотрудничество помогает нам сосуществовать с другими. Совершенно естественно, что своих партнеров мы видим в хорошем свете и ценим отношения с ними. Когда мы делим с другими успех, мы склонны оказывать друг другу поддержку. Особенно это значимо для отношений, которые вначале
развивались не совсем гладко. Опыт сотрудничества улучшает отношения между людьми разных национальностей, религиозных или культурно-этнических взглядов. Сотрудничество сводит людей вместе. В атмосфере сотрудничества нам всегда легче быть дружелюбными с другими. В заключение я хотел бы развеять одно недоразумение. Сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит свой
личный вклад, каждый имеет собственное мнение. На основе позитивных отношений вырастает то, что условно можно назвать «конструктивным конфликтом». Когда речь идет о разных интересах и разных точках зрения, все сложности вполне разрешимы, если они не связываются с вопросами победы или поражения. «Конструктивные конфликты» не
раздражают, а обучают, повышая обоюдный интерес партнеров в соответствии с девизом: «Споры сплачивают людей». Никто не стремится непременно добиться пораженияпартнера. В условиях современной экономики нам необходимы человеческие качества, которые вновь становятся ценными: творческая энергия, стойкость, решительность, а также командный дух, чувство социальной ответственности и гражданская смелость

________________________________________________________________________________________

"Детский телефон доверия" создан и работает при поддержке Департамента образования города Москвы в структуре Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. Специалисты помогут детям в разрешении трудностей, возникающих в школе, на улице, дома. Психологи готовы проконсультировать по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстниками, межличностных конфликтов и другим проблемам.

Телефон (495) 624-60-01 работает ежедневно, в круглосуточном режиме. Все консультации бесплатные

_______________________________________________________________________________________

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

«Каникулы, каникулы - чудесная пора, и нам не нужно просыпаться в семь утра!» Но каникулы закончились, в семь утра, несмотря на темноту, жестоко будит мама, ведь ждут учебники, тетрадки, контрольные и долгие дни до весенних каникул. Третья четверть - самая тяжелая по многим причинам. Попробуем сделать все, чтобы учеба не стала стрессом для школьника.

ЭКВАТОР УЧЕБНОГО ГОДА

. В конце второй четверти ребята подходят к экватору - середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности.

ЧТО ДЕЛАТЬ? На старте учебного процесса садитесь вместе с ребенком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие по каким предметам. Где порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребенка или на листе бумаги. «По английскому ты был молодец, вон как много пятерок! А математикой в этом полугодии будем почаще заниматься, поднажмем!»

Такой план поможет:

- Во-первых, вернуть ребенка мыслями в учебный процесс;

- во-вторых, показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьезная мотивация к обучению. Ошибка, когда родители говорят: сам запустил литературу, сам и выбирайся! Увижу двойку - убью;

- в-третьих, такой анализ - это ваш шанс как следует ПОХВАЛИТЬ своего ученика. Хвалите обязательно! Это важнее миллиона пятерок.

ПОЧЕМУ ТАК ТЯЖЕЛО САДИТЬСЯ ЗА ПАРТУ ИМЕННО СЕЙЧАС?

 Вот вы в первые рабочие дни после праздников наверняка стол разбираете, с коллегами новости обсуждаете, потягиваетесь... А от детей-то мы требуем быстро и активно включиться в учебу с первого же урока после каникул. А это жестоко.

 Долгие каникулы - это хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учебе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники да еще и позволяют абсолютно все - валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание!

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Чуть мягче с домашним заданием
Самое подходящее время для домашних занятий - с 15 до 18 часов.
Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.
Хороший вариант: предложите ребенку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом мы создадим ситуацию успеха. Ребенок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать все остальное с настроем, что он все может и все у него получится!
Делайте перерыв между уроками. Сделали русский - прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский - попрыгали и поиграли.
Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.

2. Больше спишь - больше знаешь
Сон очень важен. Не меньше 9 - 10 часов. Следите, чтобы ребенок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) - до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телевизор до ночи, а сегодня «быстро спать, быстро спать!!!». Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребенком.
Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть еще пять минут - поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак.

3. Свежий воздух - светлая голова
Мозгу, который все время учится, нужен кислород. А кислород - это движение и воздух. Если совместить - совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье - каток, лыжи, горки.

4. Витамины
Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника - кашу с медом и сухофруктами.

ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ УСТАЛОСТИ

- У взрослых это называется выгоранием, а у детей мы это называем ленью. Нет сил ни на что. Школьник теряет интерес не только к учебе, но и к любимым играм.
- Плохо ест.
- Снижается успеваемость даже по любимому предмету.
- Вечером ребенку трудно заснуть, а утром вы не можете его добудиться.
- Все время болеет, жалуется на плохое самочувствие, «не вылезает из соплей».
- Стал плаксив или агрессивен, часто обижается.

ЦИФРЫ
Выполнению домашнего задания рекомендуется уделять определенное время:
В 1-м классе - до 1 часа
Во 2-м классе - до 1,5 часа
В 3 - 4-м классах - до 2 часов
В 5 - 7-м классах - до 2,5 часа
В 7 - 8-м классах - до 3 часов
В 9 - 11-м классах - до 4 часов

РУБРИКА :РАБОТА НАД СОБОЙ

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БИТЬ ДЕТЕЙ

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.Временный “успех”, которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка – покупается дорогой ценой. “Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.
Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.
Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.
Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями и который, может быть, спустя много лет, проявится в виде какого-либо серьезного недостатка характера, надломленности его: ребенок станет лживым, хитрым, злым. Пусть родители, разгневанные непослушанием ребенка, задумаются, постараются понять поступок, вызвавший их гнев, пусть вникнут в свое собственное поведение.
Взрослые должны относиться к ребенку с первых дней появления на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности, а не как к существу, подвластному им, которое должно лишь беспрекословно исполнять все требования взрослых.
Любовь к детям, знание их возрастных особенностей, внимание к их потребностям и интересам повышают силу воспитательного воздействия взрослых. Физические наказания никогда не могут положительно повлиять на ребенка и прививают либо озлобленность и упрямство, либо трусость и лживость.

КАК ПРАВИЛЬНО КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА

 

В последнее время родители  часто задают вопрос: "Ну как сдержаться? Вот, вроде, понимаем, что нельзя кричать, а ничего поделать не можем".  Хотелось бы привести общие рекомендации родителям - как ругаться, не нанося сильного вреда своему ребенку. Я надеюсь, что это поможет немного разрядить ситуацию.

Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Сегодня мы поговорим о том, как не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.

1. Прежде всего, можно предупредить ребенка : "Сейчас я буду ругаться”. Может быть он перестанет делать то, что вас злит. Или хотя бы успеет убежать и спрятаться.

2. Придумайте ритуальные слова, которые будут звучать смешно и нелепо, но вместе с тем подскажут ребенку, что лучше отложить на потом укрощение и низведение. Только прежде чем кричать: “Уши оборву” или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.

3. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.

4. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие “балбес” и “бестолочь” и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах ты, трикапулька басюлька!”.

5. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом и��бавиться от негативных эмоций.

6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.

7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.

8. Попробуйте ругаться шепотом.

9. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете, дивану или табуретке.

10. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за любви.


ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

1. Не заводите ребёнка, если не можете гарантировать ему до 18-летнего возраста воспитания и защиты.

2. Главная задача воспитания ребёнка - обеспечить ему свобо­ду упражнения способностей.

3. Не экономьте на положительных контактах  и  эмоциях. Позволяйте детям полно и чест­но выражать любовь или нужду в ней.

4. Не обесценивайте мысли, чувства или интуицию ваших де­тей. Учтите: их счастье с вами и отвечайте на их требования счи­таться с ними.

5. Никогда не лгите детям. Если вы предпочитаете скрыть правду, скажите об этом прямо и объясните, почему.

6. Самое   отвратительное- быть деспотом. Не пытайтесь исправлять видение, слышание, обоняние, вкус детей за исключе­нием тех случаев, когда это абсо­лютно мешает вашему собствен­ному хорошему бытию или ведёт 
к реальной опасности.

7. Если  ребёнок допустил оплошность, не наказывайте его, а дайте ему шанс исправить са­мому, без вашей помощи, или якобы без вашей помощи.

8. Никогда не пытайтесь фи­зически нарушить святость тела Вашего ребёнка.

9. Если вы сделали это, например, ударили сгоряча сына или дочь, извинитесь немедленно.

Помните:

•    когда мы бьём на­ших детей - мы учим их драться,

•    когда мы на них кричим - мы учим их скандалить,

•    когда мы их прощаем - мы учим их прощать.

Главное - правдивая челове­ческая природа, любовь и вера в ребёнка! Ваши дети вознаградят Вас тем, что вырастут здоровы­ми и будут любить вас. Что может быть лучше?

 


ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ...

Домашнее задание
-Чем больше вы помогаете ребёнку делать уроки, тем меньше он будет хотеть делать их самостоятельно.

-Дети, которые привыкают к мысли, что домашние задания больше заботят их родителей, никогда не научатся ответственности.

-Родители упорно продолжают помогать детям с уроками, не замечая, что этим только вредят.

Советы родителям:
-Предупредите детей, что больше не будете напоминать и досаждать им домашними заданиями, и твёрдо придерживайтесь такой линии поведения.

-Дайте им возможность почувствовать, что произойдёт в школе, если они не сделают домашних заданий. Предупредите учителя о том, что происходит.

-Дайте детям знать, что вы придёте на помощь, если они вас попросят что-нибудь объяснить, но только не делайте за них всё задание и не вступайте в споры.

-Помогите ребёнку заранее составить расписание. Пусть он сам решит, когда ему выполнять домашнее задание. Проконтролируйте, чтобы это расписание выполнялось.

-Попросите ребёнка заранее информировать вас о покупке необходимых для школы предметов. Дайте детям понять, что это их обязанность - заранее предупреждать вас о своих нуждах.

-Поговорите с учителями и объясните, что считаете учёбу обязанностью самого ребёнка. Но если в школе возникнут проблемы, вы охотно придёте на помощь. Не пускайте ситуацию на самотёк.

-Постарайтесь выработать совместное решение возникшей проблемы. Если это возможно, пусть ребёнок сам ��ешит эту проблему, вместо того, чтобы ждать, что вы решите её.

-Вы можете признаться: « Образование всегда много значило для меня, и я очень расстроен, что для тебя это не так важно. Я всё же надеюсь, что ты поймёшь необходимость хорошо учиться. Если потребуется моя помощь, дай мне знать».

Как избежать проблемы в будущем

-Никогда не сравнивайте детей. Это не только вызовет сопротивление, но и может развить чувство неполноценности.

-Находите другие пути поддержать у ребёнка интерес к занятиям, вместо выполнения заданий за них. Вместе читайте книги, ходите в музеи, на лекции и т.д.

Что должен усвоить ребёнок.

-Дети должны научиться брать на себя ответственность за свои дела.

-Они должны понять, что ошибки - это чудесная возможность научиться решать свои проблемы, почувствовать себя более уверенным.

Памятка для родителей.

-Не поддавайтесь искушению сделать за ребёнка домашнее задание и считать, что ребёнок сделал его сам.

-Не берите на себя ответственность за выполнение домашних заданий, считая при этом, что раз задание выполнено, то всё идёт прекрасно. Это – иллюзия.

-Верьте в ребёнка, позволив ему учиться на ошибках, вместо того, чтобы наказывать, стыдить или унижать его за это.

Удачи Вам!

 

 
МГУ им.М.В.Ломоносова Наша новая школа ГУ-ВШЭ

www.erudites.ru Справочник    аккредитованных вузов России

Нет единой, идеальной школы на всех, иначе она давно была бы изобретена и описана. Но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле -

к учению детей, может найти свою идеальную школу, а еще лучше - сделать её...


Органы власти    России


Комплексные        проекты  модернизации образования


Вестник        образования -  официальное издание Минобрнауки России

 


«Учитель - славлю имя твоё!» - творческий проект Профсоюза в Год учителя в России
Газета " 1 сентября "
© "Первое сентября