Суббота 10 Дек 2011
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • default style
  • blue style
  • red style

Программа развития
Общая информация - Общая информация о гимназии

Скачать PDF

Программа развития ГОУ Гимназия № 1513

«Московская городская лингвистическая гимназия»

на период 2007-2011 гг.

__________________________________________________

1. Общие положения

Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития государственного образовательного учреждения Гимназия N 1513 «Московская городская лингвистическая Гимназия» (далее Гимназия) на период 2007 – 2011 гг.

Программа Гимназии является преемственной основным идеям образовательной программы МГЛГ на 2001-2006 гг.

Гимназия является образовательным учреждением повышенного уровня обучения, осуществляющим инновационный поиск в области содержания и форм общего среднего образования.

1.1. Педагогический коллектив Гимназии продолжает поиск направленный на:

1.1.1. Разработку варианта типовой модели нового вида среднего общеобразовательного учреждения повышенного уровня - Гимназии, расположенной в мегаполисе, столице Российского государства;

1.1.2. Апробацию на практике эффективных образовательных технологий, помогающих учащимся овладевать широким спектром способов полноценного присвоения знаний, развития компетентности учащихся в учебной и социальной коммуникации, формирование устойчивых навыков умственного труда, осознанное владение интеллектуальными умениями.

1.1.3. Разработку и апробацию и внедрение программных и учебно-методических материалов (учебных планов, схем программ, материалов к различным учебным курсам, макетов учебных книг для гимназий и т.д.), а также накопление разнообразных статистических данных для заинтересованных организаций и специалистов.

1.1.4. Совершенствование практики использования вариативной части учебного плана для индивидуализации обучения и через это гуманизации системы отношений между всеми субъектами образовательного процесса.

Организация всего образовательного пространства Гимназии учитывает и соотносится с рядом важнейших отличительных характеристик столичного образования.

2. Внешние по отношению к Гимназии условия.

2.1. За время реализации предыдущей образовательной программы не только не потеряли значения, но и существенно повысили свою значимость такие условия как:

2.1.1. Необходимость для современной России высокого уровня образования, адекватного европейскому, в чем заинтересованы представители разных слоев российского социума.

2.1.2. Ориентация государственной образовательной политики на дальнейшее совершенствование и модернизацию российской образовательной системы.

2.1.3. Неадекватный современным условиям уровень оплаты педагогического труда, по прежнему вынуждающий учителей искать дополнительные заработки иногда в ущерб качеству основной работы, не соответствующий запросам школы приток в нее молодежи и как следствие этого - высокий средний возраст педагогов;

2.1.4. Сохраняющееся и усиливающееся отставание массовой педагогической практики от запросов современной молодежной среды, недостаточное изучение этих запросов в их динамике, отсутствие надежных прогнозов в образовательной сфере;

2.1.5. Явно стабилизирующаяся тенденция к активному сотрудничеству с семьями гимназистов, готовыми влиять на содержание и организационные формы образования при сохранении ведущей роли педагогического коллектива в этом процессе. Увеличения процента учащихся Гимназии, выходцев из семей бывших выпускников школы N 13, на базе которой образована линг��истическая Гимназия, второго поколения гимназистов из числа младших братьев и сестер.

2.2. Кроме того, в последнее время активно протекают новые процессы, вызывающие к жизни обновление таких условий как:

2.2.1. Рост престижности хорошего образования пока без глубокого осознания самого понятия новое качество образования. Завершается период массового недоверия к качеству отечественного образования, идет процесс критического осознания его достоинств в сравнении с зарубежными аналогами.

2.2.2. Обновление содержания образования и начало работы над образовательными стандартами нового поколения

2.2.3. Использование накопленного в последние годы педагогической практикой опыта организационно-педагогических и содержательных преобразований.

Расширение запаса теоретических знаний у значительной части практикующих педагогов, освоение ими новых педагогических технологий.

2.2.4. Осознание необходимости демократизации школы как основного направления ее развития, признание толерантности как социально-образовательной ценности в поликультурной среде московского образования.

2.2.5. Обретение средними учебными заведениями статуса юридического лица и, как следствие, освоение ими новых схем финансирования, механизмов хозяйствования и т.д.

3. Внутренние (гимназические) условия и результаты, полученные при реализации образовательной программы 1997-2000 гг.

Эти условия, как и внешние, носят противоречивый характер. Наиболее существенные противоречия проявляются в том, что

3.1.С одной стороны:

В Гимназии усилиями педагогического коллектива при поддержке Департамента образования города Москвы созданы и поддерживаются относительно благоприятные условия для организации современного процесса обучения и развития:

3.1.1. Деление классов на группы при изучении русского и математики в 5 классе, иностранных языков, информационных технологий в основной школе, предметов, содержащих практический компонент, и профильных предметов в старшем звене школы.

3.1.2. Гимназия полностью укомплектована квалифицированными кадрами. Большинство учителей Гимназии имеют первую и высшую квалификационную категорию; в Гимназии трудятся доктора и кандидаты наук; среди педагогов гимназии имеются Заслуженные учителя РФ, отличники образования, лауреаты Премии Президента РФ и Мэра Москвы.

3.1.3. В Ги��назии сложилось понимание особенностей гимназического образования как универсального в своей основе, т.е. в широком смысле языкового, позволяющего ученику овладеть способами интеллектуальной деятельности, позволяющими ему в текстах, относящихся к различным областям предметного знания понимать основное содержательное ядро, способного к осознанной профилизации и адаптации к дальнейшей жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях современной деятельности

Осознается необходимость решения проблемы формирования содержания гимназического (универсального) инварианта, поиск возможностей (содержательных, организационных, кадровых) совмещения его с предметной профилизацией в старшем звене Гимназии.

3.1.4. Реализация предыдущих образовательных программ позволила определить основные психолого-педагогические принципы, на которых может строиться достаточно эффективная система отбора учащихся для обучения в Гимназии.

Будущий ученик Гимназии отбирается, главным образом, из числа окончивших Прогимназию 1755 с завершенной начальной подготовкой и сформированной готовностью к обучению в образовательном учреждении, ориентированном на детей с повышенной мотивацией к учению.

Интегративный показатель готовности к обучению в Гимназии включает такие качества как:

· развитая речь,

· устойчивое внимание,

· сформированные умения беглого чтения, грамотного письма на русском и немецком языке, счета,

· выше удовлетворительного уровня знания программного материала начальной школы по основным образовательным областям,

· развитая любознательность,

· способность осуществлять под руководством учителя проектный замысел от планирования до готового результата (индивидуально и в группе)

· готовность к сотрудничеству и продуктивной коммуникации,

· мотивация к продолжению разнообразной и достаточной сложной интеллектуальной работы.

Разработана программа совместной работы Гимназии и Прогимназии по аттестации выпускников Прогимназии и сопровождению их перехода в Гимназию, адаптации в переходный период.

3.1.5. Оправдала себя система организации научно-методической работы через предметные кафедры (объединения учителей предметников) и проблемные научные группы, создаваемые из числа сотрудников Гимназии с привлечением научных консультантов и специалистов науки и вузов.

3.1.6. Значительная часть учителей Гимназии осознает на новом этапе развития необходимость переосмысления своего теоретического багажа, технологического арсенала; уходит в прошлое «педагогический нигилизм», недоверие к результатам развития отраслевой науки, коллег аналогичных образовательных учреждений.

3.1.7. Предпринята попытка осознания специфики Гимназии как самостоятельного вида среднего учебного заведения по сравнению с другими путем определения «своего ученика» (родителя, семьи) т.е. институциализация участников образовательного процесса по социальному и содержательному принципу.

3.1.8. Созданы и прошли первую апробацию программы учебных курсов, созданные в единой (языковой универсальной), отличной от традиционной логике. В первую очередь – это программы курсов по выбору и специальных курсов.

3.1.9. Накоплен определенный опыт в построении учебного плана таким образом, чтобы ученик имел возможность принимать участие в дозировании своей учебной нагрузки по некоторым учебным предметам. На протяжении ряда лет реализуется многопрофильная модель организации учебного процесса в старших классах с учетом желаний учащихся и их семей.

3.1.10. Разработаны и прошли первичную апробацию разнообразные нетрадиционные формы контроля результатов обучения, направленные, прежде всего, на проверку уровня освоения гимназистами общеучебных умений и навыков, их коммуникативной раскованности. Гимназия приняла участие в разработке и апробации обучающих и контрольных задач, аналогичных заданиям международного исследования PISA. Непосредственно в международных исследованиях PISA 2003 учащиеся Гимназии продемонстрировали результаты выше средних по Российской Федерации.

Коллективом Гимназии принята к реализации идея расширения поля применения проектной технологии в обучении (в рамках проектной недели), поиска оптимально соотношения ее с классическими формами организации образовательного процесса.

3.1.11. В Гимназии сложилась определенная система организации воспитательной работы, основанная на:

· традиционных «общинных» праздниках, в которых взаимодействуют и сотрудничают педагогический и ученический коллективы, а также родительская общественность – День знаний, День Учителя, Рождество, Масленица, Праздник последнего звонка);

· систематической деятельности творческих объединений учащихся (Научного общества, многотиражной газеты «Лингва». Футбольного клуба, музея школы, туристического клуба и др.);

· поездках по стране и за рубеж с целью расширения кругозора учащихся, содействия интеграции в культурное пространство России и Европы;

· партнерских связях с Гимназиями ФРГ (Висбаден, Дюссельдорф, Ингольштадт), в которых участвуют не только учащиеся и учителя гимназии, но и родители;

Основным достижением работы коллектива Гимназии является

- признание за ней ведущего места в ряду инновационных образовательных учреждений Москвы и РФ

- включение ряда положений, разработанных и внедренных в образовательную практику Гимназии, в программные документы по модернизации содержания и структуры общего образования.

3.2. С другой стороны:

3.2.1. В условиях подушного финансирования существенно снизились финансовые возможности государственного образовательного учреждения. Материальная база, обеспечивающая режим функционирования и, особенно, развития Гимназии, изнашивается физически и стареет морально. Практически ограничена возможность привлечения новых специалистов для консультирования, ведения совместных исследовательских проектов.

3.2.2. Очевидно сказываются негативные результаты, связанные с отсутствием в образовательном учреждении детских общественных организаций. Недостаточно координирована деятельность традиционно признанных в Гимназии клубов, студий и секций.

3.2.3. На интуитивном уровне происходит осознание необходимости более эффективного включения родителей в образовательное пространство Гимназии, нормативную субъективизацию, определение педагогического статуса всех участников взаимодействия в процессе образования. Сказывается отсутствие нормативной базы для таких отношений, что иногда является причиной неудовлетворенности родителей положением их детей в Гимназии.

Миссия МГЛГ- создание необходимых и достаточных условий для качественного лингвистического образования на основе универсальных знаний, общеучебных умений и ключевых компетентностей для учащихся, проявляющих интерес к социо-культурной коммуникации, способных к продуктивной познавательной деятельности.

4. Основные концептуальные идеи (задачи).

Гимназия в 2007-2011 гг. продолжает поиск, начатый при реализации образовательной программы 2001-2006 годов по следующим направлениям.

4.1. Переход в перспективе к универсально-профильному образованию повышенного уровня.

4.2. Поиск содержательного ядра (инва��ианта) гимназического образования.

4.3. Внедрение в педагогическую практику языкового подхода, объединяющего предметы технологически и, одновременно способствующего их содержательному самоопределению.

4.4. Выделение универсальной составляющей в обновленных программах учебных предметов.

Поиск в предметном содержании той части, которая является не подготовкой к изучению того или иного предмета как науки, а его общеобразовательной и общекультурной составляющей, обеспечивает реализацию компетентностного подхода к целям образования.

4.5. Овладение такими образовательными технологиями, которые позволят реализовать принцип универсальности, систематичности, технологического многообразия, личностной ориентации. На занятиях с применением проектных технологий могут быть в первую очередь реализованы и языковой, и деятельностный подход в образовании.

4.6. Предполагается продолжить работу в следующих направлениях:

- поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное исследование, расширив эту работу до 5 - 8 класса в рамках курсов по выбору;

- определение уровня обязательных достижений учащихся в различных предметных областях подготовки гимназистов на основе «Требований к уровню подготовки» по основным образовательным областям. Особое внимание при этом предполагается уделить общеучебным умениям.

- демократизация процесса обучения через создание нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов образовательного процесса (ученик, родитель, учитель).

5. Система мероприятий по реализации данной программы развития.

5.1. «Модель школы 1-6»

Проблема преемственности и осознание места 5-6 класса в структуре школы 1-6

Работа в рамках ГЭП «Школа 1-6» показала, что для образовательного учреждения повышенного уровня, гимназии, функционирующей в составе 5-11 классов попытка создания единой «Школы 1-6» сопряжена с дополнительными финансово-организационными трудностями (два самостоятельных юридических лица, отсутствие необходимых помещений для организации ряда необходимых условий и служб и пр.). Кроме того, ряд программ повышенного уровня сложности, характерных для гимназического образования, не согласованы с содержанием программ, лежащих в основе обучения в рамках 6 начальной школы. Вместе с тем, высокомотивированные на учебную деятельность выпуск��ики Прогимназии, где обучение строится как основа гимназического образования, способны к обучению на более высоком уровне сложности, чем выпускники общеобразовательной начальной школы. Переход в Гимназию из Прогимназии осуществляется в процессе ряда согласованных процедур с учетом рекомендаций и характеристик (портфолио) на каждого ученика. Обучение их в Гимназии становится следующим логическим шагом в системе образования. Практически все учащиеся Прогимназии, выразившие желание продолжать обучение в Гимназии, получают такую возможность.

При этом ступень основная школа в условиях Гимназии рассматривается как необходимый подготовительный шаг к старшей школе. В рамках ступени основной школы выделяются:

5-6 классы – завершение начального образования для отдельных учащихся, адаптация всех гимназистов к особенностям сложной интеллектуальной деятельности в образовательном процессе с учетом особенностей подросткового возраста (развивающие курсы по выбору, проектная деятельность);

7-8 классы – подготовка к осознанному выбору профильного обучения в старшем звене, осознание подростком себя в учебной и социально-педагогической деятельности, овладение необходимыми образовательными технологиями, проба сил через систему курсов предметных по выбору,

9 класс – этап предпрофильной подготовки – такая модель обучения, которая, с одной стороны, является завершением основного школы как обязательной ступени образования, а с другой – началом старшей школы с ее содержательной и организационной спецификой.

Многие направления работы по реализации образовательной программы будут «вытекать» из работы основной школы, соотноситься с возможностями и условиями этой ступени, учитывать их как исходные для развития в старшем звене.

С учетом позитивного опыта использования проектного подхода в научно-методической деятельности педагогического коллектива в качестве приоритетных выделяются следующие проекты:

5.1.1. Проект «Начальный этап гимназического образования»

Цель эксперимента по определению специфики 5-6 классов – разработать комплекс научно-организационных и педагогических мер и документов, отражающих реальные условия реализации преемственности в образовании между Прогимназией и Гимназией (учебный план, модель расписания, перечень учебных программ по основным и элективным курсам, положение об оценивании и комплекты КИМов для определения достигнутых результатов на основе общих методологических подходов к контрольно-оценочной деятельности, портфолио учеников и пр.)

Гипотеза эксперимента: если условия реализации преемственности в содержании и формах обучения между Прогимназией (1-4) и младшими классами Гимназии (5-6) будут:

- оптимально соответствовать основным психологическим особенностям младших подростков и актуальным задачам этого возраста;

- опираться на достигнутые результаты обученности на каждом этапе школы;

- стимулировать сложную интеллектуальную деятельность при владении программным содержанием образования повышенного уровня;

- развивать самостоятельность учащихся в учебном познании, оценивании, рефлексии своей деятельности;

- содействовать формированию культуры умственного труда и практического осознанию ценности здорового образа жизни,

то на практике будет создана единая система обучения 1-6 при сохранении организационно-правовой самостоятельности двух образовательных учреждений.

Задачи эксперимента:

1. Определить требования к организации учебного процесса (учебный план на базе БУП, расписание занятий, соответствующее требованиям САНПиН и специфике гимназического образования как универсального языкового образования повышенного уровня.

2. Отобрать учебные программы по основным учебным предметам с учетом преемственности с программами Прогимназии и задач развития учащихся младшего подросткового возраста и обосновать принципы такого отбора.

3. Разработать тематическое планирование занятий по всем предметам учебного плана на основе отобранных программ с ориентацией на развитие общеучебных умений, требований к уровню подготовки учащихся в соответствии с образовательными стандартами.

4. Разработать организационно-педагогическую систему курсов по выбору учащихся, содействующих интеллектуальному развитию учащихся, стимулирующих сложную интеллектуальную деятельность, ориентированных на компетентностный подход к обучению.

5. Определить необходимые и достаточные условия для организации проектной деятельности в учебном процессе, адекватной возможностям и актуальным задачам развития учебной самостоятельности.

Выходы (отчуждаемые результаты экспериментальной работы) о данному направлению –

O Типовой учебный план для лингвистических гимназий;

O Расписание, реализующее особенности учебного плана и учитывающее требования САНПиН;

O Программы, и УМК, соответствующие требованиям образовательного стандарта с учетом гимназической составляющей (двуязычие, сложные формы интеллектуальной деятельности и пр.) – принципы отбора и предложения по «тыковке» этих программ с программами Прогимназии;

O Концепция проектной деятельности;

O Система курсов по выбору (программы, учебные материалы, нетрадиционные формы отчетности)

O Портфолио ученика 5-6 класса;

O Пакет документов, сопровождающих переход выпускника Прогимназии в Гимназию.

5.1.2. Проект «Контрольно-оценочная деятельность в 5-6 классах Гимназии.

В рамках работы над проектом «государственные образовательные стандарты второго поколения» предполагается принять участие в разработках в области проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ.

Основными направлениями работ при этом должны стать

1. Конкретизация рекомендаций по проектированию образовательного процесса в 5-6 классах основной школы в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Немецкий язык», «Математика», «История», «Обществознание» их согласование с Требованиями к результатам освоения программы основного образования, Программой развития универсальных учебных действий у учащихся основной школы», Моделью оценки результатов освоения программы основного образования, и, в частности, с моделью итоговой аттестации выпускников основной школы;

2. создание тематических зачетов по предметам «Русский язык», «Литература», «Немецкий язык», «Математика», «История», «Обществознание» в 5-6 классах основной школы;

3. Проектирование учебных ситуаций в предметах «Русский язык», «Литература», «Математика», «История», «Обществознание» в 5-6 классах основной школы, стимулирующих развитие системы универсальных учебных действий, отвечающих интересам и познавательным возможностям младших подростков;

4. Разработка системы интегральных оценок учебно-познавательной деятельности младших подростков (5-6 класс), включая «портфели достижений», определение тематики, выполнение и презентацию результатов проектной деятельности, проведение «выставок образовательных достижений младших подростков.

5. Создание банка «учебных ситуаций», стимулирующих развитие системы универсальных учебных действий у младших подростков.

Данный проект осуществляется совместно с педагогами Прогимназии на основе принципа преемственности.

5.2. Проект «Профильное обучение в условиях лингвистической гимназии»

Данный проект в завершенном виде включает следующие направления эксперимента:

5.2.1. Организация перехода ребенка из основой школы в старшую.

Цель эксперимента по организации перехода из основной школы в старшую – разработать рациональный механизм комплектования профильных классов школы старшей ступени.

Гипотеза эксперимента: если порядок и условия приема в профильные классы школы старшей ступени будут:

· учитывать потребности учащихся, запросы их семей к профильному обучению,

· ясно определять конкурсные условия приема (требования к поступающим),

· обеспечивать учащимся возможности адаптации к новым условиям обучения в старшем звене,

· ориентироваться на единые с вузами требования к организации профильной подготовки (оформленные соответствующими договорами),

· определять права и гарантии учащихся, успешно завершающих обучение на данной ступени, при поступлении в высшие учебные (средние специальные) заведения с учетом механизма единого государственного экзамена,

то это будет способствовать реализации на практике идеи непрерывного образования и преемственности между основной и высшей (средней профессиональной) школой.

Задачи эксперимента:

1. Определить требования к выпускникам основной школы, при поступлении в профильные старшие классы («требования на входе»)

2. Разработать правила приема в школу старшей ступени (с учетом специфики Гимназии как многопрофильной школы в старшем звене),

3. Подготовить учебно-методические материалы для организации адаптации к особенностям обучения в школе старшего звена,

4. Разработать совместно с вузом (или рядом вузов), средними профессиональными заведениями варианты договоров, определяющие требования к выпускникам профильных классов, гарантии и льготы для выпускников, успешно завершающих обучение в старшей ступени средней школы.

5.2.2. Организация сообразно возрасту образовательного процесса в школе старшей ступени.

Цель эксперимента по организации учебных занятий, сообразных старшему возрасту – разработка такой системы форм организации образования, которая в максимальной степени способствует становлению ключевых компетентностностей выпускника, проходящего период допрофессионального и личностного самоопределения.

Гипотеза эксперимента – организация образовательного процесса в старшей школы, адекватного психологическим и социальным особенностям юношеского возраста, требует

· изменения учебного расписания, с учетом индивидуальной образовательной траектории,

· увеличения доли групповых и индивидуальных занятий по выбору ученика,

· вооружения старшеклассника учебно-исследовательскими умениями, необходимыми для адаптации к высшему и среднему профессиональному образованию,

· формирования предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную, физическую, творческую активность старшеклассника,

· разнообразия условий для осуществления социальных практик, необходимых для приобретения ключевых компетентностей.

Задачи эксперимента:

1. Изучение образовательных возможностей основных форм организации образовательного процесса, в том числе, наиболее соответствующих особенностям юношеского возраста (школьная лекция, семинарское занятие, практикум, коллоквиум, собеседование, зачет, учебно-исследовательская мастерская и др. в их сочетании).

2. Разработка требований и методики составления расписания, максимально учитывающего индивидуальные образовательные траектории.

3. Описание методик мониторинга учебных успехов в условиях организации занятий по выбору ученика.

4. Создание эффективной системы коррекции затруднений в учебной деятельности в старшем звене школы.

5. Определение требований к предметно-пространственной среде в старшей школе, стимулирующей активность учащихся.

6. Описание опыта взаимодействия с внешкольными учреждениями для совершенствования развивающей деятельности.

7. Возможности организации экстерната, дистантного образования в старшем звене.

5.2.3. Текущая и итоговая аттестация в старшей школе.

Цель эксперимента - опытная проверка различных вариантов организации системы контрольно-оценочной деятельности в школе старшего звена.

Гипотеза эксперимента состоит в том, что предлагаемые изменения системы текущей и итоговой аттестации учащихся школ старшей ступени позволят добиться более высокого качества образования, через

· повышение стимулирующего воздействия проверки и оценки результатов аттестации на результат образования;

· преодоление недостатков субъективной оценки при применении различных оценочных шкал и методи�� проверки результата обучения;

· дальнейшую демократизацию процедур аттестации с помощью «открытых» требований и критериев оценок, привлечение к итоговой аттестации внешних экспертов из числа заинтересованных заказчиков образовательных услуг;

· повышение ответственности учащихся школы старшей ступени за выбор уровня освоения образовательной программы и формы аттестации по ней;

· учет итоговых результатов аттестации выпускников школы старшей ступени за ряд лет (5?) при лицензировании и аттестации образовательного учреждения.

Задачи эксперимента:

1. Определение перспективных с точки зрения намеченных изменений учебного процесса объектов текущей проверки (Что следует оценивать в процессе обучения в старшей школе? Какие результаты обучения не требуют текущей оценки как промежуточные, какие проявляются лишь в результате - интегративно)

2. Разработка варианта портфеля достижений (портфолио) старшеклассника с представлением в нем как кадемических так и социально значимых достижений ученика.

3. Изучение и апробация различных форм контроля и оценки качества полученного старшеклассниками образования, направленных на реализацию новых целей (например – применять полученные знания и умения в типичных жизненных ситуациях);

4. Изучение отношения учащихся и педагогов к формам контроля, выявление воздействия текущей аттестации на мотивацию обучающихся к учению, учитывают их индивидуальные особенности.

5. Определение какие результаты обучения могут быть оценены внешними по отношению к образовательному учреждению организациями (заказчиками), какие – образовательным учреждением и его субъектами (учителем, администрацией, самопроверка и самооценка учеником).

По итогам первого этапа эксперимента по модернизации школы некоторые направления образовательной программы могут быть уточнены с внесением соответствующих корректив в текст данного документа.

 
МГУ им.М.В.Ломоносова Наша новая школа ГУ-ВШЭ

www.erudites.ru Справочник    аккредитованных вузов России

Нет единой, идеальной школы на всех, иначе она давно была бы изобретена и описана. Но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле -

к учению детей, может найти свою идеальную школу, а еще лучше - сделать её...


Органы власти    России


Комплексные        проекты  модернизации образования


Вестник        образования -  официальное издание Минобрнауки России

 


«Учитель - славлю имя твоё!» - творческий проект Профсоюза в Год учителя в России
Газета " 1 сентября "
© "Первое сентября