Суббота 10 Дек 2011
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • default style
  • blue style
  • red style

Музей гимназии

Школьный музей был открыт в апреле 2007 года в честь 70-летия гимназии.

В музее отражена история школы со дня ее основания. Собран материал об учителях и учениках школы.

"Молодое поколение должно знать историю своей страны , своего города, района, школы. Это наше прошлое. А без прошлого нет будущего."

Музей создан в целях воспитания, обучения , развития и социализации учащихся гимназии. Создание музея - дело нелегкое. Нужна большая работа души и сердца, неутомимая энергия. Создание школьного музея - результат краеведческой работы учащихся , педагогов , родителей и общественности.

Текущую работу осуществляет Совет музея. Музей занимает значительную часть первого этажа гимназии.

Разделы экспозиции:
Преемственность поколений.
Пионерская и комсомольская жизнь.
Творчество учителей и учеников.
Школа военных лет.
За страницами учебника.
История партнерских отношений.
Достижения гимназии.







В 2009/2010 уч.г. Гимназия награждена грамотой Муниципалитета за 3 место в Окружном Конкурсе школьных музеев .

Смотреть в MobileMe ...>>


ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ


Материал подготовлен ученицей 10"Б"гимназии №1513 Варварой Журавлевой.
Консультант канд.ист.наук Хотеенков В.Ф.

Для современных учащихся важно знать историю родной школы: когда она основана, кто в ней работал, учился, как была организована школьная жизнь, какие этапы в своем развитии прошла наша школа.
Культура будущего строится на фундаменте, заложенном в прошлом. Это накопленный на протяжении многовековой истории коллективный опыт народа, его знания, умения, традиции.

Стремление сохранить свою самобытность заставляет народы хранить и передавать из поколения в поколение накопленные кул��турные ценности. Огромную роль в этом играют музеи.
Музеи, отражающие деятельность человека в области образования, - это самостоятельная музейная отрасль, сформировавшаяся в результате осмысления общественным сознанием образовательных проблем XVIII в.
Первым музеем образования стал музей Московского университета (первоначально «Камора натуральных и курьезных вещей»), созданный в 1755 г. После него подобные музеи открываются во вновь организованных университетах. В 1773 г. в составе Горного института в С-Петербурге был учрежден «Кабинет российских и иностранных минералов и ископаемых тел» (впоследствии Горный музей). В 1813 г. при Петербургском институте инженеров путей сообщения был создан Музей железнодорожного транспорта.
В продолжение традиций российского и московского образования в Москве в ноябре 2006 г. в Московской городской лингвистической гимназии №1513 был открыт школьный музей, посвященный 70 десятилетию гимназии.

Начало истории нашей гимназии лежит в далеком 1936 году, когда в Краснопресненском районе города Москвы открылась средняя общеобразовательная политехническая школа №126.
Что это было за время? Уже в конце 30-х годов в Советском Союзе почти все дети (97,3%), окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу. Нужны были новые школьные здания.
Первое здание нашей школы было построено на Большой Садовой улице.
Первым директором стал Иван Петрович Максимов - учитель физики, завучем - Вера Яковлевна Карягина - учительница биологии.Эти яркие личности были строгими, но справедливыми руководителями и хорошими преподавателями, сурово следили за дисциплиной, пользовались всеобщим уважением.
В школе всегда была строгая дисциплина. По воспоминаниям Зои Колобовой: «Однажды во время урока мальчик плюнул на пол. Учитель встал, вынул из кармана чистый накрахмаленный платок, вытер и выбросил платок в мусорное ведро. С этого момента никто и никогда не смел сорить в классе или нарушать дисциплину».
Мирра Зильберг вспоминает, что «пышных праздников в то время не устраивали, но их класс всегда старался отметить красные дни календаря в тесном дружеском кругу, любимым развлечением на праздники у молодёжи в то время были танцы». Очень любили ходить в кино и даже по ночам стояли в очереди за билетами… Одними из самых запомнившихся фильмов стали «Чапаев» (смотрели по 500 раз) и «Вернись в Сорренто».
Из воспоминаний выпускницы школы 1941 года Ани Кузьменко:
«В школу я пришла в 6 классе. Классным руководителем у нас был учительница немецкого языка Лина Львовна Шихина. В классе нас было около 30 человек. Вначале формы у нас не было, все ходили в том, в чем хотели. Обычно это была юбка, рубашка и жилетка.
У нас не было актового зала, а все праздники и маскарады, для которых самостоятельно шили костюмы, устраивали в буфете и коридорах».
Весело отметили 21 июня 1941 года очередной школьный выпускной. По воспоминаниям Мирры Зильберг «21 июня в школе № 126 праздновали выпускной, и мы вместе со своим классом по старой школьной традиции отправились на прогулку по Москве: дошли от школы до Кремля, до Красной площади, зашли в ресторан гостиницы «Националь». Так выпускники гуляли всю ночь напролёт, а в шесть часов утра по московскому времени они услышали страшную новость о начале войны.
Первое, что сделали все выпускники - это пошли на следующий день в райком комсомола.
Мирная жизнь страны была прервана войной.
С 1942 по 1943 год школа № 126 была закрыта на консервацию. Многие дети ходили в это время в военный госпиталь, где читали письма раненым. Школьники собирали металлолом, лекарственные травы, патефонные пластинки, подушки для госпиталя, шили воротнички, вязали перчатки варежки. Ребята постарше овладевали военным делом, а одна девочка Инга из второго класса кормила в зоопарке неэвакуированную медведицу, спуская в клетку на верёвке банки с едой.
Эти события также нашли отражение в музейных экспозициях (фотографиях, предметах, которые окружали школьников в классе и дома, документах и воспоминаниях).
Окончилась война. Страна залечивала страшные раны. Дети снова сели за парту. В пятидесятые годы повсеместно было введено обязательное 7-летнее обучение, а в столицах   республик  и   крупных  городах — 10-летнее.
В 1954 г. было отменено раздельное обучение девочек и мальчиков, введенное в 1943 г. Как отмечалось в постановлении правительства «практика показала, что оно не соответствует задачам коммунистического воспитания».
Школа вернулась к своим прямым обязанностям, но уже в качестве 126 мужской средней школы.
Приказ № 441 от 18 апреля 1956 г.  «ХХ съезд партии уделил  большое внимание на преодоление крупных недостатков  в работе школы – известного отрыва обучения от жизни, недостаточной подготовленности оканчивающих школу к практической деятельности и указал на расширение кружковой работы в школах».
С целью преодоления отрыва школы от жизни вводилась трудовая практика и производственное обучение. В витрине музея можно увидеть удостоверение……
Как и в других школах страны большое внимание уделялось в нашей школе
Коммунистическому воспитанию. Ученики, посещающие музей могут увидеть такие атрибуты времени 60-70-х годов как вымпелы «Лучшему пионерскому звену», «Лучшему пионерскому отряду», «Лучшей октябрятской группе».
С первого класса ребята становились октябрятами. Для них в масштабах страны проводилась игра «Октябрята по стране Октября». Она знакомила учеников и историей Октябрьской революции, жизнью и деятельностью Ленина. В 10 лет  лучших октябрят принимали в пионеры. Носить красный галстук было почетно. Законы юных пионеров (на вымпеле) и пионерский барабан сопровождали и торжественные линейки, и походы по родному краю, и пионерские праздники, и сборы металлолома или макулатуры. Пионеры называли себя юными ленинцами, читали книги о жизни Ленина, его соратниках. К памятным датам готовились подарки – трудовые дела, самодельные книги и альбомы – такие, как например, этот.
Старшеклассники  стремились стать комсомольцами. Устав ВЛКСМ внимательно изучали и почти дословно заучивали права и обязанности комсомольца.
Практический вклад в строительство новой жизни вносили своими делами: закладкой школьного сада, выпуском стенной газеты, участием в праздничных демонстрациях (приказ о дежурстве в праздничные и список участников также расположен в витрине).

Школа гордится тем, что в послевоенные годы  в ней учился будущий поэт Роберт Рождественский (он учился до 9 класса /до 1948 г.).

Вот что вспоминает его одноклассник Анатолий Тарелин (ныне сотрудник Государственного центрального  музея музыкальной культуры имени Глинки, автор книги «Воспоминания о школе»):
«Роберт быстро подключился  к ритму жизни класса, но большие безобразия как-то умело  обходил стороной. Он по слуху  играл на пианино немецкие фокстроты… Вскоре все узнали, что он пишет стихи… Роберт стал участником классного журнала «Голос из-под парты», оформителями которого неизменно были Сморгонский и Филатов. Некоторые стихи писались им на заказ. В частности подражание стихотворению «К Фелице». Речь шла об участии школьной команды в первенстве района по хоккею. Все матчи команда проиграла и вдруг выиграла последний:
«О, несравненная команда!
О, божество! О, спорта цвет!
Поставить б вам пол-литра надо,
Но только жаль, что денег нет!»
Таково начало этой хвалебной оды в честь победителей».
Писал Роберт Рождественский пародии на известных поэтов.
По воспоминаниям  Тарелина, удались Роберту пародии на стихотворение «о сереньком козлике» в стиле разных поэтов.
Пародия на Твардовского:
«Шелестела снега горка,
Дело было, знать, зимой.
Шёл дорогой Вася Тёркин,
То, бишь, это Тёркин мой.
Шёл и пел, кричал дорогой,
Песни пел, шумел без зла.
Вдруг он видит за сугробом
Волки шамают козла» и т.д.

Или в стиле Крылова:
«Мораль сей басни легко угадать:
Не шляйся в лес, коль дома благодать».
А вот стихи о козлике в стиле Маяковского:
Хватит перевертывать истории страницы
И рыться в греко-египетской золе.
А я вот решил повеселиться,
И, нате вам, - пишу о козле.
Жил, был козел
И жил как пижон
Столетнюю бабку в прислугах имел:
Старушенция бодро бегала.
В виде развлечений сны смотрел –
Кино тогда еще не было».

В то время в школе была жесткая дисциплина.
Первый директор И. П. Максимов был недоволен своими подопечными и ввел новые требования к ученикам.
Педсовет постановил, что если у учащегося в течение четверти была хотя бы одна, не важно за что, «двойка», то за четверть ему выставляли не более «тройки», а если по предмету кто-то получал две «двойки», то он получал «двойку» за всю четверть.
Но эта система не продержалась долго, и было принято решение ввести классическую систему обучения.
Еще один примечательный документ времени.


Приказ № 412 от 22 декабря 1955 г. «За последнее время среди девочек старших классов наблюдаются  случаи стрижки и завивки и т.п., а классные руководители на это не обращают внимания, потво��ствуя тем самым вольность вместо привития скромности и соблюдения правил поведения…
Предлагаю всем классным руководителям в течение 2-3 дней изжить указанные недостатки вплоть до вызова родителей.
Директор Максимов И.П.»
Так и, кажется, что не прошло этих пятидесяти лет, а вопрос о внешнем виде – один из вечных школьных вопросов.

Обязательная школьная форма выглядела строгой и официальной, а молодым людям хотелось быть модными, выглядеть красиво, как им самим казалось. Сегодня в витрине музея можно увидеть образец школьной формы девочек – коричневое платье  с белым фартуком и непременным красным галстуком.
Разногласия по поводу школьной моды не мешали общей дружелюбной атмосфере школы. Снова обратимся к воспоминаниям Тарелина «Вообще у учителей  было доброжелательное отношение к учащимся, и среди самих учеников была достаточно дружественная атмосфера». Эту атмосферу с полным основанием можно назвать интеллигентной.
Творческая жизнь в школе била ключом: концерты самодеятельности, хоккейные состязания, шумные диспуты….
Среди наиболее ценных экспонатов следует назвать одно из изданий самодельного рукописного журнала «Голос из-под парты».
Любопытно, что на  юбилейной встрече в день празднования 70-летия школы  два выпуска спорили за право считаться первыми авторами этого издания. Можно только догадываться, как важно для тогдашних школьников было право сказать свое слово, хотя бы из-под парты.
До свободы слова в стане было еще далеко, а популярное в школьных кругах неформальное издание готовилось с любовью и прилежанием.
Школа живет неотрывно от жизни страны.
Сегодня наша школа называется Московская городская лингвистическая гимназия. Славу ей приносит высокий уровень преподавания немецкого языка, международные связи и контакты с гимназиями Германии.
В нашей школе существует клуб интернациональной дружбы (КИД) и международных связях нашей гимназии, которые длятся уже более 40 лет. После Великой Отечественной войны, после того, как русские воевали против немцев, после того как участники русско-немецкого обмена росли в ненависти к противоположной стороне, было так радостно узнавать, что впервые появилось такое понятие, как детская дипломатия, и дети из совсем недавно воевавших друг против друга стран переписывались, приезжали друг к другу в гости.
Некоторые немецкие учителя-организаторы обмена выросли в атмосфере нелюбви к русским, однако с восторгом читали русских классиков, а сейчас уже взрослые учителя очень рады тому, что установили контакт и обмениваются опытом с нашей гимназией. Учителя нашей школы также повышают свою квалификацию, находясь в стране преподаваемого языка.
Кроме того, и ученикам, и учителям, всегда интересно расширить свой кругозор, побывать в новой стране с богатой историей, о которой они так часто рассказывают и слышат на уроках иностранного языка.


 
МГУ им.М.В.Ломоносова Наша новая школа ГУ-ВШЭ

www.erudites.ru Справочник    аккредитованных вузов России

Нет единой, идеальной школы на всех, иначе она давно была бы изобретена и описана. Но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле -

к учению детей, может найти свою идеальную школу, а еще лучше - сделать её...


Органы власти    России


Комплексные        проекты  модернизации образования


Вестник        образования -  официальное издание Минобрнауки России

 


«Учитель - славлю имя твоё!» - творческий проект Профсоюза в Год учителя в России
Газета " 1 сентября "
© "Первое сентября